Воздушная битва над Торопцом

15:56 9 мая 2021
Страницы памяти
660
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
…К вечеру 26 августа 1941 года командование Западного фронта явно определило угрозу нового немецкого наступления, которое развивалось на северо-восток и восток и в ближайшей перспективе грозило как потерей Торопца, так и выходом в тыл 29-й армии. Поэтому на следующий день были запланированы бомбоштурмовые удары на основных направлениях немецкого наступления, однако начать боевую работу ранним утром штурмовикам и бомбардировщикам помешала погода.
Утром на дополнительную разведку были направлены несколько экипажей Пе-2 и истребителей. Немецкие лётчики патрулировали над районом наступления и атаковали одну из «Пешек», однако звено ЛаГГ-3 смогло прикрыть разведчика ценой повреждения двух истребителей, пилотам которых удалось выполнить вынужденные посадки.
Подтвердив предыдущие данные, 27 августа советское командование отрядило все имеющиеся в наличии силы для ударов по наступающему из района станции Кунья на Торопец противнику. Это предполагалось сделать северо-западнее озера Кодосно, где, как было точно определено, действовали авангарды немецкой 256-й пехотной дивизии. Самолёты начали стартовать около 14:00.
Около 14:40 в намеченный район практически одновременно подошли пять СБ эскадрильи капитана В.С. Ляпина в сопровождении девятки истребителей 29-го ИАП (шесть И-16 и три И-153) и 10 Ил-2 215-го ШАП под прикрытием 12 истребителей 129-го ИАП (девять МиГ-3 и три ЛаГГ-3). Столь серьёзный эскорт был совсем не лишним: немецкие колонны прикрывали все боеготовые «Мессершмитты» группы III./JG 53.
Штурмовики были разделены на две группы. Шестёрка Ил-2, ведомая капитаном В.С. Пахниным, сбросила на скопления войск 20 ФАБ-50, выстрелила 44 реактивных снаряда, 2000 снарядов ШВАК и 8000 патронов ШКАС. Было заявлено уничтожение двух орудий, пяти автомашин и до 50 человек пехоты без собственных потерь.
Четвёрке Ил-2 капитана В.А. Мамошина пришлось гораздо тяжелее. Экипажи сбросили на противника 16 ФАБ-50 и выстрелили 32 реактивных снаряда, 1100 снарядов ШВАК и 4000 патронов ШКАС, доложив об уничтожении 2–3 орудий, 3–4 автомашин, 17–20 повозок и до 80 солдат и офицеров противника. Согласно докладу возвратившихся, в районе цели были подбиты зенитным огнём самолёты лейтенантов И.П. Орленко и Н.М. Карабулина, которым удалось произвести аварийные посадки на своей территории. Пилоты не пострадали, самолёты ремонту не подлежали.
30 августа без прикрытия истребителей с аэродрома Луги вылетели 5 СБ из эскадрильи В.С. Ляпина бомбить мехколонну с головой у д. Лоховка (Торопецкого р-на Тверской области). Из 5 самолетов не вернулся ни один, а из экипажей - 8 человек. Пропали без вести командир аэ капитан В.С.Ляпин, военком аэ ст. политрук И.А.Поволоцкий, зам. командира аэ старший лейтенант И.К.Бирюков, штурман аэ старший лейтенант Д.А.Фирсов, стрелок-бомбардир младший лейтенант В.В.Караваев, стрелок-радист старшина Н.А.Брянский, стрелок-радист старшина М.П.Забродин, стрелок-радист старшина Н.Н.Балябкин. Из этих трех экипажей в часть вернулся только штурман П.И.Змейков…
Данные о последнем для своего деда Василия Сергеевича Ляпина, уроженца села Сокур Татищевского района, бое спустя годы случайно обнаружила его внучка Лариса, которая сейчас живет в Санкт-Петербурге.
В семье о судьбе дорогого фронтовика знали немногое. Только что окончившего Воронежское летное училище молодого офицера отправили на Дальний восток. Накануне он женился. И отправился к месту службы с женой. Вскоре родилась дочь Людмила. Во время службы на Дальнем Востоке воевал с японцами на реке Халхин-Гол. А когда началась Великая Отечественная война, был назначен командиром эскадрильи 32 скоростного бомбардировочного авиационного полка.
- Говорили, что он погиб в августе 1941 года где-то под Смоленском, - рассказывает Лариса в своём письме в нашу редакцию. – Говорили и о том, что самолет деда подбили, но один из трёх членов экипажа выпрыгнул с парашютом и через несколько дней перешел линию фронта и пришел в часть. Но документального подтверждения этих слухов у нас не было. Лишь сухие строки «Пропал без вести».
В своё время Лариса связывалась со Смоленским музеем, специалисты которого сообщили, что полк Ляпина стоял под Подольском. На этом вроде всё и закончилось… Пока в интернете не появилась информация: поисковики нашли предположительно останки его самолета, есть свидетели боя и история как хоронили погибших летчиков сельские жители. И даже по донесениям восстановили детали воздушного боя.
«Все три самолета СБ аэ Ляпина не вернулись из боевого вылета 30 августа 1941 г. в р-не д.Лоховки у оз.Грядецкое для нанесения бомбового удара по колонне техники и войскам противника на марше. Благодаря бескорыстным усилиям, настойчивости и активности членов поискового объединения «Тризна», получены сведения о двух СБ, которые очень подходят под искомые. На одном месте уже кое-что найдено и открыта данная тема. Второе место предстоит проработать и найти номера. Загадкой остается третий СБ. Надеемся, что и по нему скоро появятся конкретные сведения», - говорится на сайте поисковиков.
Итак, Василий Сергеевич Ляпин погиб 30 августа 1941 года. Но не под Смоленском, а в Тверской области.
Имя фронтовика вписано золотом на сокурском памятнике героям-односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Возможно, в Сокуре могли остаться его родственники. Ляпиных было две семьи, говорят старожилы, да и на памятнике погибшим несколько Ляпиных. В том числе и Василий. Недавно стало известно, что у Василия Ляпина был старший брат - Михаил. В 30-е годы он работал в Саратове грузчиком в порту.
Лариса Федоровна, внучка В.С. Ляпина, обращается к сокурцам:
- Я бы очень хотела их разыскать. К сожалению, дистанционно, я сама из Санкт-Петербурга, это сделать достаточно проблематично, а лично приехать пока нет возможности. Если, кто-то что-то знает о других Ляпиных, о самом Василии Сергеевиче, буду признательна за любую информацию!

Контактные данные внучки нашего земляка – героя Великой Отечественной войны находятся в редакции «Вестника». К сожалению, наша скромная поисковая работа совместно с районным архивом, результатов не принесла. Поэтому мы также присоединяемся к просьбе родственников фронтовика. Уважаемые татищевцы и, особенно, жители села Сокур, если вам известно что-либо о судьбе Ляпиных, не останьтесь равнодушными, свяжитесь с нами. Мы будем благодарны за любые сведения, за любую помощь.

Лариса Федоровна благодарит членов поискового объединения «Тризна». А редакция «Вестника» в свою очередь – саму Ларису за предоставленные материалы.