Кукольное закулисье, или по ту сторону сказки

9:04 24 апреля 2021
Наше интервью
684
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться
Наше путешествие по театру кукол «Светлячок» состоялось накануне премьеры: народный коллектив представил спектакль по рассказу А.П. Чехова «Каштанка».
Руководитель и режиссер театра Татьяна Стырова произведение классика выбрала не случайно и очень долго над ним работала.
- «Народный коллектив» театр кукол «Светлячок» давно не ставил спектакли, которые заставляют задумываться. А «Каштанка» - спектакль очень сложный. И в плане работы (только один сценарий готовился больше года!), и в плане эмоциональной подачи.
Первая подобная наша работа – серьёзная и достаточно взрослая постановка - «Озерный мальчик» Павла Вежинова. Вот и премьера этого года у нас рассчитана на более взрослого зрителя. Сегодня мы стараемся, не отталкивая маленького зрителя, привлекать и взрослого, потому что, на самом деле, театр кукол, он не только для маленьких, - рассказывает Татьяна Евгеньевна. – Кроме того, сквозь призму этой истории можно понять сущность животного и человека. Для меня любое животное честнее и вернее любого человека. Животные не предают.
Переживания Каштанки и являются основой спектакля, в котором «Светлячок» говорит со зрителем о верности, любви, таланте, самопожертвовании. В этом отношении поход именно на кукольную «Каштанку» (совершенно не мультипликационную и, тем более, «книжную») - очень хорошая возможность проникнуться духом необычного искусства.
Напомним, трогательная история, давно ставшая классической - это повествование о приключениях маленькой рыжей собаки. Повествование временами смешное, временами - грустное. Каштанка была собакой столяра Луки Александрыча и его сына Федюшки, но, потерявшись, обрела нового хозяина – клоуна-дрессировщика Жоржа и, в компании гуся Ивана Иваныча, свиньи Хавроньи Ивановны и кота Федора Тимофеевича, почти стала артисткой цирка.
О своих персонажах нам рассказывают юные артисты. Сложно представить, как можно одному актеру показать так много разноплановых персонажей здесь и сейчас (среди которых даже есть просто… солдатские сапоги!) хоть они и появлялись на сцене не одновременно. Но им это удается с видимой легкостью. Конечно, основное внимание – к главным ролям. Знакомимся: Екатерина Зайцева играет Луку Александрыча и Жоржа, Автор, а также Федюшка - Настя Кузнецова, Ксения Кузнецова играет гуся Ивана Иваныча, Алиса Асанова - кота Федора Тимофеевича, Дмитрий Зайцев - свинью Хавронью Ивановну, а Валентина Афонина – Каштанку. На попечении ребят и другие персонажи – задействованные в представлении артисты цирка и животные.
О технике кукловождения своих актёров режиссер и руководитель театра отзывается с гордостью. Тем более, что в этом драматическом спектакле именно кукла, а не слово артиста, доносит до зрителя главную мысль повествования.
- Технику кукловождения наших артистов отмечают на всех конкурсах – от областного до международного уровней! Да и просто новые куклы очень красивые.
Кстати, работа над ними тоже была длительной и кропотливой. Как признаётся Татьяна Стырова, сначала появились именно образы будущих персонажей нового спектакля. Под них и писался сценарий.
- Мы работаем с планшетными куклами, а они многого позволить себе не могут, не настолько гибки, как марионетки и не имеют специальных механизмов внутри, как у тростевой куклы. Тем не менее, наши куклы очень живые и их механика полностью соответствует режиссерской задаче.
Готовили кукол примерно полгода, все вместе. А помогал их расписывать наш добрый помощник и бывший художник Центрального дома культуры Александр Александрович Алексеев.
Помимо замечательных персонажей и талантливых артистов ими играющих, грамотной режиссуры и сценария, хочется обратить внимание на музыкальный ряд спектакля: специальную аранжировку классических произведений XIX века для постановки подготовил Заслуженный работник культуры РФ Евгений Хайдаров.
Что ещё сказать… Вообще кукольный театр — явление удивительное. При всей своей простоте и даже архаичности он был и остается уголком старой, доброй сказки, ощущение которой теряется по мере того, как мы становимся взрослее. И современные дети, у которых есть все, что только душа пожелает — от красочных нарисованных мультиков до виртуальной реальности, шагнуть в которую сегодня стало так же просто, как переступить порог собственной квартиры, — на кукольных спектаклях сидят, распахнув в изумлении рты. Или смеются, или грустят. Все зависит от того, какие чувства им по тонкой ниточке сказки хотят передать артисты.
- Нам нравится делать такие спектакли, чтобы зрители, уходя из нашего театра, задумались о себе, о своей жизни. Чтобы они не делали, глупых ошибок, которые мы иногда совершаем… Наши спектакли учат зрителя.
Приходите! Премьерный показ уже в эти выходные.