Новый вид изобразительного искусства

19:51 4 февраля 2022
171
Поделиться
Поделиться
Запинить
Лайкнуть
Отправить
Поделиться
Отправить
Отправить
Поделиться

Скульптура — уникальное искусство создания объемных художественных произведений. С 1 сентября 2021 года в Детской школе искусств нашего поселка в рамках дополнительной предпрофессиональной программы «Живопись» появился предмет под названием «Скульптура» и ведет его преподаватель живописи Васильева Розалия Фасигатовна. Ранее этот вид искусства в нашем районе не преподавался, более того после капитального ремонта образовательного учреждения для этого вида деятельности был специально оборудован класс, в который были приобретены два гончарных круга и печь для обжига изделий из глины, которой пока не может похвастаться ни одна художественная школа Саратовской области. В классе также имеется вся необходимая мебель, раковина с горячей и холодной водой, зональное освещение.

Мы встретились с Розалией Фасигатовной и ее учениками, чтобы поближе познакомиться и увидеть воочию, как выглядит творческий процесс создания скульптур. Оказалось, что на занятиях юные творцы учатся каркасной лепке, лепке рельефа и гончарному ремеслу. Каркасную лепку осваивают для того, чтобы вылепить фигуру человека, животного. Создается каркас вручную, для поддержки глины. Работа над каркасом неотделима от лепки, хотя и не является лепкой в буквальном смысле слова, потому что выполняется он из различных видов проволоки. Рельефная лепка это один из видов скульптуры, передающий двухмерное пространство, располагающееся на плоскости. Рельефная лепка всегда начинается с подготовки основы. Формовка изделия на гончарном круге - это процесс, в котором участвуют искусные руки гончара и глина. Гончарный круг — очень древнее приспособление для изготовления глиняной посуды, различных подставок, игрушек в единичных экземплярах или небольшими партиями. Занятия проходят три раза в неделю по 40 минут одно занятие.

Лепка – прекрасное занятие, как для самовыражения, так и для успокоения. Начать заниматься скульптурой можно в любом возрасте, даже если вы раньше никогда этим не занимались. По словам Розалии Фасигатовны, лучше и легче всего лепить из «живой» глины. Но не вся глина, со слов педагога, которая встречается в природе, пригодна для работы. Но если правильно ее подобрать, то это прекрасный природный строительный материал, с которым приятно работать и он долго хранится. Он различается по цвету и структуре, на оттенок глины, кстати, оказывает влияние наличие в ней минеральных добавок. Некоторые глины после обжига становятся белыми, другие приобретают красноватый оттенок.

Нам повезло увидеть весь процесс подготовки глины для лепки. Ученики на занятиях работают с коричневой и черной природной глиной, которая привезена из карьера, располагающегося в районе Елшанки.

Начинается процесс подготовки с того, что глина активно отбивается молотком, материал предварительно накрывается, чтобы куски глины не разлетались в разные стороны Затем хорошо измельченную глину рассыпают в емкости и заливают водой, выдерживая 7-10 дней. Пока глина «киснет», она становится пластичной и послушной. Глина - землистое вещество, которое с водой составляет мягкое, вязкое и скользкое тесто, сохнущее на воздухе и принимающее в огне каменистую твердость и крепость.

«Все мои ученики работают в фартуках, как положено, работа творческая, но можно испачкаться. А после занятия каждый за собой приводит в порядок рабочее место», - рассказывает педагог.

На занятии Солодкая Карина и Шатунова Сабрина учились делать солонки, работая на гончарном круге. Над рельефами, вылепливая девушку, работали Герасимчук Виктория, Бузанова Ирина и Ивлиева Ирина, а вот Усмаева Милана уже лепила скульптуру крестьянки с обычной картинки, висящей рядом на стене.

Розалия Фасигатовна обратила внимание, что когда ее ученики стали выполнять рельефы, девочки стали лучше чувствовать форму, легче стало работать с контурами.

В процессе нашей беседы Розалия Фасигатовна периодически подходила к девочкам и комментировала ход работы: «Голова у нас1/8 туловища, помним об этом…У любого кувшина должна быть ножка, небольшой бортик снизу, как манжетик… Солонку с гончарного круга не торопись снимать, сначала вырежи струной, а затем снимай на мокрый шпатель».

«Глине нельзя давать пересыхать и тогда с ней годами можно работать, она от этого только становится еще мягче. В конце рабочего процесса мы всю глину консервируем, накрываем пакетом и тканью, минимизируя тем самым доступ кислорода. Пробовали работать с полимерной глиной, но она затвердевает даже законсервированная. Если обратили внимание, у нас готовые изделия разного цвета, потому что из разной глины, например, вот эта яркая солонка изготовлена из Аткарской глины, она оранжевая, как рябина снегу», - рассказывает Розалия Фасигатовна.

Вылепив изделие из глины, необходимо его высушить, чтобы керамика не разваливалась и держала форму, а затем, чтобы придать изделию долговечность и сделать его влагостойким, необходимо подвергнуть обжигу. Печь для обжига должна не только развивать необходимую температуру, но и ее регулировать. Именно такая универсальная камерная электропечь стоит в учебном классе. Она используется для обжига изделий изготавливаемых из гончарной глины, полуфарфора, каменной массы, фаянса и достигает максимальной температуры 1200 градусов. Эта печь является гордостью Детской школы искусств.

Мы спросили педагога о планах на ближайшее будущее и Розалия Фасигатовна с гордостью продемонстрировав нам разные по форме и цвету готовые кувшины, ручной и заводской работы, ответила, что план амбициозный, до мая с учениками научиться делать кувшины. Надо отметить, что представленному кувшину ручной работы оказалось более 70 лет.

Розалия Фасигатовна живописи посвятила всю свою жизнь, при этом продолжает ездить на мастер-классы, перенимает опыт, делится своим, продолжает учиться у лучших.

Сейчас она готовится к участию в районном конкурсе «Признание» в номинации «Лучший преподаватель дополнительного образования». Желаем успехов в конкурсе и чтоб поставленные цели обязательно достигались!

Мария Грибачева,

фото автора